За хорьком на рынок?

Желая купить хорька, будущие хозяева частенько отправляются на рынок, ведь там очень большой выбор и цены значительно ниже, чем у заводчиков. Но что скрывается за этими благами и можно ли доверять продавцам, которые торгуют животными по принципу конвейера?

Прежде всего, хотелось бы уточнить, что у профессиональных заводчиков хорьков, а также у любителей фреток есть свой сленг, на котором «заводчик» — это человек, который качественно и добросовестно выращивает животных, вкладывает в них силы, немалые средства и, конечно, любовь. Щенки (так называются детеныши хорька) у такого специалиста растут в нежности и заботе, он не экономит на их кормах, витаминах, ветеринарном обслуживании и прочем.

Те же, кто решил по-легкому заработать, не вкладывая в животных ничего или только самый необходимый минимум, зовутся разведенцами. Поэтому в дальнейшем термин «заводчик» по отношению к птичьему рынку я буду использовать только в кавычках.

«Достоинства» птичьего рынка

Рынок удобен тем, что покупатель приходит и видит весь ассортимент перед глазами. Ему нет необходимости обзванивать нескольких заводчиков, выбирать, к кому стоит обратиться, а потом объезжать город в поиске того единственного, у которого есть хорек его мечты. На рынок можно прийти и выбрать животное сразу, в том числе в «подарок», одновременно купив все аксессуары для содержания, а также корма для будущего питомца. Безусловно, это очень удобно!

Но если аксессуары — клетки, миски, коврики, игрушки — еще могут оказаться качественными (хотя чаще всего на рынке делается акцент на бюджетных китайских вариантах), то корма и вкусняшки для животных покупать там довольно опасно. В частности, качественных кормов для хорьков на птичьем рынке не бывает, их надо покупать в специализированных магазинах или заказывать у дилеров известных качественных марок. Что уж говорить о породистых животных!

Торговля на рынке удобна для продавца, прежде всего, эффектом сиюминутного желания, реакцией людей на обаятельную мордочку зверька. Иногда продавцы пытаются «уболтать» на покупку тех, кто пришел просто посмотреть на конкретный вид животных, особенно если посетитель с ребенком. Часто такие покупки заканчиваются печально…

К сожалению, нередко за симпатичной мордашкой могут скрываться серьезные проблемы – от полного отсутствия социализации животного до рахита и инфекционных заболеваний. Основная проблема этих зверей в том, что рыночному торговцу не важна их дальнейшая судьба. Принеся домой очаровательный комочек и обнаружив, что ангелочек вдруг превратился в «дырокол», покупатель либо пытается вернуть его (часто продавец забирает его бесплатно и перепродает снова и снова), либо выкидывает на улицу. В некоторых случаях несчастные детеныши пополняют приюты для отказников.

Три пути, которыми хорята попадают на рынок:

Звероферма. Известно, что Россия издавна славилась качеством пушного звероводства. Однако, как в любом производстве, на зверофермах есть понятие «отбраковка». В данной ситуации речь идет о живых существах – хорятях и норятах. Те из них, которые не прошли строгий отбор, покупаются за бесценок перекупщиками и привозятся на рынки крупных городов. Их стоимость для перекупщиков минимальна, основная затратная часть – доставка. Чем больше голов куплено, тем ниже себестоимость. Как правило, на момент продажи перекупщикам у этих хорят нет глобальных проблем со здоровьем, так как на звероферме больные животные просто уничтожаются. Зато их социализацией, так же, как и социализацией их предков, никто не занимался – от шубы не требуется любить человека!

Собственное разведение. В качестве производителей используются все достигшие половой зрелости особи вне зависимости от их качества и здоровья. Зачастую они могут оказаться ближайшими родственниками, в ход идут также непроданные зверьки, способные к размножению.

Недавно, придя на рынок, мы наблюдали такую картину: в одной малюсенькой клетке сидели около 6 самочек-сестричек, с ними один гонный самец. Самки при этом находились в течке. Кого из них самец уже успел повязать, а кого нет – оставалось только догадываться. Выяснилось, что он тоже их брат… Продавец с гордостью сообщил, что за одно лето вырастил и продал около 150 щенков.

Скупка потомства у своих же покупателей. Очень часто продавцы птичьего рынка не то что не настаивают на кастрации животных, а, напротив, приветствуют их дальнейшее размножение любителями! Покупателю предлагается разводить купленное животное и сдавать потомство обратно на рынок. Конечно, в данной ситуации речи о грамотном выращивании молодняка не идет. Новоиспеченный разведенец пробует свои силы, чаще всего его учителем пропагандируются самые бюджетные методы выращивания. В результате совместных усилий на выходе получаются дешевые нездоровые щенки. Кроме того, животные для разведения используются бесконтрольно, и данные пометы вполне могут рождаться от братьев-сестер, а также вязок детёнышей с их же родителями. Это приводит к серьезнейшим генетическим проблемам.

В двух последних случаях «заводчик» экономит на площадях, не учитывая необходимости в движении и физических нагрузках у молодняка, на кормлении (на рынке рекомендуют кормить хорьков либо дешевыми кошачьими сухими кормами, либо куриными субпродуктами с кашей), сомнительно также и ветеринарное обслуживание. Щенки растут либо в клетках прямо на рынке, либо в сараях, так как многие продавцы прямо говорят, что живут за городом, и хорьки выращиваются вне дома. Многие детеныши не имеют опыта общения с человеком и не знают его рук. Из-за постоянного нахождения в замкнутом пространстве у них нарушено развитие скелета, мышц и психики. Такие хорьки живут гораздо меньше, чем правильно выращенные, а проблемы со здоровьем и постоянные обращения за помощью к ветеринарным врачам начинаются у них уже в возрасте 2 лет.

Порядок профессионального разведения

Заводчик, чтобы начать заниматься племенной работой, должен окончить специализированные курсы, например при МВА им. Скрябина, вступить в клуб или питомник, приобрести достойных производителей. Племенные животные участвуют в выставках, получают оценки экспертов, и только достойные будут участвовать в племенной программе клуба/питомника. Пары тщательно подбираются и согласовываются, многие производители привозятся из-за границы. За выращиванием молодняка следят специалисты клуба/питомника, а в возрасте 60 дней проводится актировка (профессиональный осмотр) всего помета. Любые недостатки щенков тут же отражаются в оценочной ведомости, и он получает меньшее количество баллов.

На выращивание помета тратится большое количество средств и времени. Щенки живут в большом вольере, питаются по разработанной схеме только качественными продуктами, а позже переводятся на сухие корма для фреток супер-премиум класса. Поэтому щенок, выращенный таким образом, не может стоить столько же, сколько стоит животное на рынке.

Ужасы рынка

Пребывание на рынке в клетке в течение длительного времени ненормально для молодых хорьков, ведь им необходимо движение. Без этого мышцы животных слабеют, постепенно развивается сердечная недостаточность, зверьки теряют привычную ловкость и проворность. Мой первый хоречек был взят из приюта, ему было всего 4 года, но он уже стал инвалидом. Его задние лапки не могли удержать его вес, и он заваливался на бок каждый раз, когда останавливался. Его сердце было в два раза больше нормы. Мы потратили около полугода, чтобы Чили научился полноценно бегать, но он все равно был медленным и не очень ловким. Это был малыш, купленный когда-то на рынке. Умер в возрасте 5 лет…

Температурные нормы в условиях рынка тоже соблюдаются далеко не всегда. Например, летом довольно сложно обеспечить проветривание и доступ свежего воздуха в клетки. А в жару и при наличии большого количества животных на квадратный метр повышается риск инфекционных заболеваний, размножение бактерий происходит в разы быстрее. При этом очень часто встречаются животные с рахитом и хроническими простудными заболеваниями, воспалениями, лишаем.

Осенью мы наблюдали выстроившихся в рядок продавцов мелких животных (хорьки, крысы, хомяки, шиншиллы и т.д.), клетки были нагромождены друг на друга, некоторые накрыты полиэтиленовой пленкой, другие газетами, а иные стояли сами по себе. Шел дождик, животные жались друг к другу в промокших опилках. С наступлением зимы ситуация несколько улучшилась – из-за наступивших холодов продавцы перебрались в помещение. Правда летом по зверушкам и их пище ползали мухи…

Соседство с другими животными

Так как щенки, котята и птицы чаще всего не имеют никаких прививок, соседство с ними потенциально опасно для всех животных. Чем их больше, тем выше вероятность заражения каким-либо заболеванием. В частности, птицы часто являются переносчиками простейших микроорганизмов, чрезвычайно опасных для молодых хищников (котят, щенков и хорят). Иногда на рынке появляется и так называемая экзотика – детеныши диких зверей. Они также могут быть переносчиками инфекций и точно не проходили осмотр в клиниках.

Особенности здоровья

Здоровый зверек должен выглядеть веселым, бодрым, любознательным и неагрессивным. Его шерстка мягкая и блестящая, она чистая, со слабым запахом животного. Не допускается выделений из глаз, ушей, носа. Анальное и мочеиспускательные отверстия должны быть чистыми, без признаков воспалений, на шерсти рядом не должно быть следов выделений или фекалий.

Если брать животное в руки, от него не должно исходить агрессии или испуга, попыток укусить или сжаться в комок. Хорята не должны продаваться в новые дома в возрасте младше 2 месяцев. В два месяца зверек уже полноценно бегает и играет, его лапки не разъезжаются и не дрожат. Наличие вышеуказанных признаков может говорить о болезни животного.

Хорята, попадающие на рынок, не проходят никаких ветеринарных проверок, и гарантировать их здоровье могут только честные глаза продавца. Бывает, что покупателю повезло, и его новый питомец относительно здоров, но ничто не может гарантировать ему отсутствие последствий неправильного выращивания и экономии на кормлении и трудозатратах.

К сожалению, статистики гибели хорьков при торговле на рынке не существует. Но по данным ветеринарных врачей, из тех, у кого возникли серьезные проблемы со здоровьем в возрасте до 2-3 лет, 80% — это животные с рынка, а также найденные на улице. По информации интернет-ресурсов, приблизительно у 70% отказников и животных из приютов (любых возрастов) обнаруживаются проблемы, требующие серьезной медицинской помощи. При этом, по статистике среди зверей, оказавшихся на улице, 85-90% не имеют идентификационных меток. Большинство же клубов и питомников хорьков не допускают продажу животных без идентификационных микрочипов и/или татуировок.

Отсутствие документов

У настоящего заводчика должны быть документы о происхождении щенка, хорек должен иметь ветеринарный паспорт с отметками (подтвержденными подписью и печатью ветеринарного врача или, как минимум, клуба или питомника) и проведенных обработках от глистов, блох и клещей и т.д. Отметки о сделанных вакцинациях подтверждаются только печатями и подписями ветеринарных докторов из ветклиник.

Питомец должен иметь договор купли-продажи, в котором учтены права и обязанности сторон, причем, первую очередь, это касается прав животного. Согласно таким документам, заводчик обязан позаботиться о безопасности и интересах питомца. Например, в договоре должен быть прописан запрет на перепродажу/передачу животного третьим лицам без ведома заводчика, запрет на использование зверька для опытов, запрет на жестокое обращение и т.д. Кроме того, желательно прописать: необходимость стерилизации, дегельминтизации, вакцинации, обеспечения оборудованного места содержания и рекомендуемого кормления, выгуливания.

Покупатель имеет право попросить показать ему родителей щенков (как правило, мама принадлежит заводчику, а самец может быть приглашенным) и узнать, какие оценки его будущий питомец получил на актировке помета. Уважающий себя клуб/питомник не продаст щенка без его надежной идентификации. В нашем питомнике все щенки чипируются одновременно с актировкой, что исключает возможность каких-либо манипуляций с документами. К сожалению, у рыночных «заводчиков», как правило, вообще отсутствуют какие-либо документы.

Стоит ли покупать животных на рынке?

Я бы вообще не рекомендовала приобретать на рынке домашних питомцев. Причин много – от риска купить больное животное и испытать моральную травму, начав знакомство с лечения иногда неизлечимых болезней, до поощрения бесконтрольного размножения нездоровых или близкородственных животных или разорения гнезд диких животных, иногда через убийство их родителей.

К сожалению, некоторые продавцы умеют так красочно и правдоподобно рассказывать небылицы, что даже опытный заводчик слушает, открыв рот! В частности, когда мы в компании нескольких коллег подошли к продавцу хорьков на рынке, нам рассказали, что кроме хорьков они продают хонориков*, которые гораздо более ручные, чем хорьки (!!!). Дескать, у хонориков длиннее шерсть, у них полностью отсутствует запах (даже у некастрированных животных), у них миндалевидные глаза, тогда как у хорьков глаза исключительно круглой формы, а также они «принципиально по-другому рождаются». Захотелось спросить – «Из другого места?». Данные дифирамбы лже-хонорикам пелись не случайно: хорьков под названием «хонорик» продают вдвое дороже. Мы спросили: «У Вас есть норки? Ведь хонорик – это гибрид норки и хорька?». На что получили ответ, что «хонорик – это чисто генетическое». Что имелось в виду? Аналогично нам было рассказано про размножение хорьков, про кормление и выращивание…

*____________________________________________________________________

Хонорик — гибрид хорька и европейской норки. Хонорик назван по начальным слогам родителей («хо» — хорек, «нор» — норка), был выведен в 1978 году Д. Терновским и произошел от скрещивания гибридного хорька-самца, родителями которого были черный и светлый хорьки (Mustela putorius и Mustela eversmanni), и самки европейской норки (Mustela lutreola) и явился, таким образом, гибридом между тремя видами… По характеру хонорики весьма агрессивны и очень плохо привыкают к человеку…. Некоторое время хонориков выращивали в зверосовхозах. Сейчас это уже не практикуется из-за сложностей, связанных с их разведением, и из-за редкости европейской норки, которая уже практически вымерла. Однако до сих пор перекупщики называют хонориками обычных домашних хорьков. (Wikipedia)

Татьяна Попова, руководитель питомника декоративных хорьков Nord-West Ferret

Оригинал тут: http://animal.ru/ferret/articles/За_хорьком_на_рынок/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии запрещены.